Уважаемые читатели Кавказского Узла, уважаемые участники круглого стола!
Мы начинаем нашу работу - он-лайн-дискуссию на тему "Ислам в Крыму - возможно ли развитие по кавказскому сценарию?2
Возвращение Крыма поставило перед федеральным Центром новые вызовы и новые проблемы, от экономической интеграция республики и до обеспечения безопасности на новых границах России.
Среди проблем, с которыми придется столкнуться уже в самое ближайшее время — вопросы интеграции мусульман Крыма в исламское сообщество в России. Тем более, что ситуация в мусульманских регионах России остается сложной: налицо формирование исламофобского дискурса, сопровождающего антиммигрантские настроения; на Северном Кавказе продолжают распространяться радикальные настроения среди молодежи, проявлением которых стал не только внутриисламский конфликт, но и появление российских мусульман среди бойцов сирийской оппозиции.
Несмотря на знаковую речь президента В.В. Путина в Уфе в октябре 2013 года по случаю 225-летия Оренбургского магометанского духовного собрания, созданного во времена Екатерины II,свидетельствующую о понимании первым лицом страны роли ислама в жизни России и угроз политизации религии, а также необходимости, как выразился президент, «социализации ислама», Кремль пока не предложил внятной новой концепции отношений светской власти и ислама.
Как в этих сложных условиях будут строить свою жизнь мусульмане Крыма, учитывая тот факт, что ранее они выстраивали свои отношения с государством в условиях либеральной, по сравнению с другими постсоветскими странами, законодательной базы, касающейся вопросов организации религиозных общин и практик.
На обсуждение нашего круглого стола выносятся следующие вопросы:
-
Политика Украины в отношении ислама (1990-2010-е гг).
-
Роль ислама в традиционной культуре крымских татар.
-
Тенденции возрождения ислама в Крыму в 1990-2010 е гг: интеграционное движение; мусульманское образование и политическая активность.
-
Мусульмане Крыма — в чем проявятся новые вызовы после возвращения в РФ?
-
Возможен ли кавказский вариант развития ислама в Крыму — появление самостоятельных от ДУМов общин, неподконтрольных ДУМ мечетей, радикализация исламской молодежи?
К участию в дискусии приглашены:
1.Сергей Абашин, доктор исторических наук, Европейский унивеститет, Санкт-Петербург
2. Игорь Алексеев — кандидат исторических наук, доцент НИУ -ВШЭ, арабист, исламовед
3. Денис Брилев - кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, Киев
-
4. Айдер Булатов - директор Крымского научного центра исламоведения, кандидат философских наукНизами Ибраимов — коллекционер и филокартист, Москва
-
Руслан Курбанов - политолог, директор Фонда "Аль-Таир", кандадат политологических наук
-
Эльмира Муратова - доцент кафедры политических наук Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, Симферополь.
-
Ринат Мухаметов — политолог, Москва
-
Владимир Новиков — политолог, Москва
-
Ахмет Ярлыкапов — старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук. Мы работаем полтора часа. Прошу в ходе обсуждения соблюдать Правила дискуссий, установленные на КУ и не переходить на личности и оскорбления. Первое слово предоставляю Денису Брилеву. Пожалуйста, Денис, расскажите о том, как складывалась государственно-конфессиональная политика на Украине в отношении ислама.