
Годовщина насильственной депортации чеченцев и ингушей. 20-26 февраля в блогах Северного Кавказа.
В Краснодаре вооруженные люди в масках ворвались во время занятий в Академию единоборств «Молодые орлы» в Краснодаре. По официальной версии силовики искали нелегальных иностранцев, но все сотрудники и ученики академии оказались россиянами.
Однако сама форма этого «оперативно-профилактического мероприятия» вызывает вопросы у блогеров. Тем более, что вторжение сопровождалось насилием по отношению к детям. Это хорошо видно на распространенном видео.
Пишет дагестанский блогер, социолог Abdulhalikoff:
«Я не сомневаюсь, что у клуба были нарушения. Экономика небольших клубов по всей стране основана на компромиссах, без которых они будут убыточными либо значительно число учеников из-за размера платы останется за бортом. Это во-первых, а во-вторых, законодательство и правоприменение устроено так, что в России нарушения могут быть обнаружены практически у любой организации. Но за отсутствие кассового аппарата устраивать маски-шоу, в ходе которого испугавшимся и впавшим в ступор детям может прилететь в лицо с ноги... В других регионах такими проверками занимаются обычные бюрократы и сотрудники в пиджаках и у них это как-то получается без шума и насилия».
В официальном заявлении ГУМВД Краснодарского края говорится, что «рейд был результативным и стоил затраченных усилий». В чем именно положительный результат рейда, однако, не сообщается.
***
81 годовщина депортации чеченцев и ингушей. В течение двух недель около полумиллиона жителей Чечено-Ингушетии были насильственно вывезены в Среднюю Азию, около ста тысяч умерли в дороге и в первые годы жизни на чужбине. Каждый год на эту дату отзываются публикациями блогеры из всех республик Северного Кавказа.
Пишет Алик Пухаев, блогер и журналист из Осетии.
«В день депортации чеченцев и ингушей я хочу вспомнить историю, рассказанную знакомым чеченцем. Мы были знакомы через общих друзей, и я не знал его фамилии, но когда услышал ее, сразу решил поинтересоваться в курсе ли он, что у осетин тоже такая фамилия есть. Оказалось, что эта фамилия принадлежала его бабушке, осетинке. В те времена на Кавказе редкость было оформлять документы в ЗАГСе, и детей зачастую записывали по материнской фамилии. В период депортации этот факт спас жизнь его отцу, дядям и многочисленным тётям, так как им повезло не попасть в вагоны, в которых оправляли людей в Казахстан, где, в нечеловеческих условиях, погибали в первую очередь дети и старики. Его бабушка уже через несколько месяцев самостоятельно добралась к своему мужу с детьми, не подвергаясь смертельному риску. С тех пор часть их рода сохранила фамилию бабушки. К сожалению, это лишь редкий случай, когда удалось избежать гибели от "жерновов Левиафана" во время депортации. От всей души соболезную всем, кто потерял близких в этой трагедии».
Доцент Кабардино-Балкарского университета Аскер Тумов напоминает, что традиция насильственных переселений пусть и не является изобретением российских властей, все же имеет давние корни. Тумов приводит отрывок из программного документа русских декабристов «Русская Правда», а именно параграф «Народы Кавказские»:
«Разделить все Сии Кавказское Народы на два разряда: Мирные и Буйные. Первых оставить на их жилищах и дать им российское Правление и Устройство а Вторых Силою переселить во внутренность России раздробив их малыми количествами по всем русским Волостям».
Больше из истории взглядов декабристов на кавказские народы по ссылке
«Как всегда в этот день повторим, что эти события остаются травмой и для новых поколений. А помнить и рефлексировать на тему этих мрачных дат сегодня кажется необходимым», пишут в своем ТГ-канале создатели музыкального лейбла из Нальчика Ored recordings.
«В 2014 году мы почти случайно записали от Маисат Мидаевой из Курчалоя песню-плач о тех событиях. Соболезнуем нашим братьям и сестрам».
В адыгском фольклоре встречается одна песня-плач, которая посвящена трагическим событиям в чеченском ауле Хайбах, рассказывает блогер и активист из КБР Астемир Шебзухо. Хайбах — это высокогорное село в Чеченской республике, где 27 февраля 1944 года произошло массовое убийство мирных жителей.
«Песня была записана нами от Розы Наурузовой (в замужестве - Дышекова) в 2006 году. Она происходила из кабардинской княжеской фамилии Наурузовых, представители которой большей частью были расстреляны в 1934-1937 годах, а оставшиеся в живых были или сосланы, или находились в бегах. Некоторые из них оказались в Чечне и жили там вплоть до начала Первой Чеченской войны. Ассиновская, Серноводская, Самашки - неполный перечень населенных пунктов, где проживали очень много наших».
Текст песни можно прочитать по ссылке
***
Абхазия вновь перед президентскими выборами, перед вторым их туром. Чтобы снизить уровень напряженности в обществе, два кандидата в президенты подписали соглашение, где оба обязуются признать и принять результаты выборов, какими бы они ни были:
«Мы принимаем результаты выборов при условии их проведения в строгом соответствии с законодательством Абхазии, международными стандартами и принципами справедливости, а также при наличии объективного подтверждения их легитимности».
Читать полностью соглашение, где шесть пунктов, в канале «Апсны Хабар»
Однако, уже через день ЦИК Абхазии заявил о нарушении этого соглашения, причем со стороны кандидата — ставленника прежней власти:
«23 февраля 2025 года и.о. министра здравоохранения Республики Абхазия была проведена встреча с министром здравоохранения Российской Федерации в присутствии кандидата в Президенты Республики Абхазия Б.З. Гунба. Расцениваем такую встречу действующего и.о.министра здравоохранения Республики Абхазия Бутба Э.В., как участие в агитационной деятельности в поддержку кандидата, что нарушает требования избирательного законодательства».
Подробнее в абхазском новостном ТГ-канале «Республика»
В осетинском ТГ-канале «БОНВ[Ӕ]РНОН», где внимательно следят за выборами в Абхазии, пишут, что налицо вмешательство российских политтехнологов:
«Приезд министра здравоохранения России Михаила Мурашко в Абхазию вызывает немало вопросов. Официально визит был заявлен как рабочий: министр посетил стройплощадку детской больницы, обсудил реализацию договоренностей и новые меры поддержки. Мурашко также подчеркнул, что средства на строительство больницы и ангиограф уже выделены. Очевидно, что за этим "рабочим визитом" скрываются политические мотивы. Примечательно, что Михаил Мурашко встречался исключительно с Бадрой Гунба — кандидатом в президенты Абхазии, которого поддерживает Москва. Стоит отметить, что на данный момент Гунба не занимает никакой официальной должности, что делает подобные встречи весьма странными».
Эту мысль продолжает аналитический ТГ-канал «АБХАЗИЯ-ЦЕНТР».
«Тотальная поддержка Бадры Гунба московскими чиновниками заставляет нас смотреть на него с опасением и побуждает отдать голос в пользу Ардзинба. Люди видят четкую линию - за Гунба стоит Россия, а а в отношении нее в абхазском обществе всегда были опасения в поглощении республики. Ардзинба не нравится, но он свой. Пусть даже в кавычках "свой", но он более понятен и импонирует гражданам. Российская пропаганда, пиар (любых цветов), визиты кремлевских чиновников, неожиданые блага, посыпавшиеся на республику - все это воспринимается не как союзническое сотрудничество или гуманитарная помощь, а именно как попытка поставить нужного кандидата, который потом будет бесприкословно проводить волю Москвы».
Итоговый второй тур выборов президента Абхазии состоится 1 марта.
***
Очередная музыкальная редкость в ТГ-канале из КБР «Макъамэ дахэ».
«О существовании ВИА "Орэд" я знал давно. Этот коллектив существовал в Адыгее, в ауле Панежукай в конце 1970-х - начале 80-х годов. Никакой информации об участниках найти не удалось. Записи искал давно, а нашел только сегодня. Вот композиция "Убыхи", записанная в 1979 году - так написано в комментариях к ролику на YouTube, и я не уверен, что это точная дата. Судя по всему, это фрагмент какого-то большого произведения. Да и звучит все это вполне похоже на советские рок-оперы того времени - достаточно вспомнить "Фламандскую легенду" ВИА "Поющие гитары" или "Гусляра" "Песняров".»